Количество судебных исков к Wildberries растет. Почему это происходит и как обстоит ситуация с другими площадками?
25.05.2023

С начала 2023 г. официальные партнеры маркетплейса Wildberries подали в судебные инстанции около 400 заявлений с претензиями на сумму порядка 560 млн руб.  Для сравнения, совокупный размер исков за весь 2022 год составил 640 млн. В самом Wildberries связывают такое увеличение суммы требований с увеличением количества селлеров, операторов ПВЗ и отгрузок.

Генеральный директор юридической фирмы Fox Legal Consulting Александр Ефимов сообщил, что с исковыми заявлениями к крупнейшему российскому маркетплейсу сейчас обращаются и продавцы, и владельцы ПВЗ. Александра Ефимова представляет интересы некоторых партнеров и сообщает, что значительная часть исков связана с незаконно начисленными штрафами. Вторыми по популярности идут иски о компенсации за потерянные или поврежденные товары.

Однако, представитель Wildberries считает, что увеличение количества исков «носит формальный характер», так как на данный момент маркетплейс увеличивает масштабы работы, и число партнеров в разных сферах постоянно растет. Wildberries придерживается логики: больше партнеров – больше исков. То есть процентное соотношение числа партнеров к числу исков осталось неизменным. Причем, как утверждают в компании, лишь 0,1% из числа ПВЗ выражают недовольство сотрудничеством. Важно отметить, сообщают в Wildberries, что коллективные иски к компании отсутствуют.

В сумму исков, указанную ранее, не вошел 10-миллиардный иск Никаса Сафронова о защите исключительных прав на товарный знак.

Также для сравнения ниже приведены статистические данные из картотеки арбитражных судов, составленные каналом "Из коммерса в е-коммерсы":

– к Ozon в 2023 году подано 72 иска на 50 млн рублей (в 2022 году было 160 на 452 млн рублей)

– к Яндекс Маркету в 2023 году подано 168 исков,

– к "СберМегаМаркету" – 7 исков,

– к KazanExpress – 1 иск,

– к АлиЭкспресс – ни одного.

Причины малого количества исков, по сравнению с Wildberries, Ozon пояснил тем, что в компании не предусмотрены штрафы для ПВЗ. Представитель Яндекс Маркета заявил, что площадка регулярно проводит встречи с продавцами и владельцами ПВЗ, на которых обсуждаются предложения партнеров при доработке сервисов.

Читайте также